Баллада о четырёх стенах и одном заключённом

Баллада о четырёх стенах и одном заключённом

Решётку я расшатывал три года,
забросив полусон, тоску, стихи, —
не шелохнулась, не её забота,
ей, ещё царской, не до чепухи.
Нет, убежать нельзя, я это знаю,
но сталь тут такова, что без неё
мне проще подчиниться вертухаям,
чем каждый день затаптывать в быльё.
Не вышло, ладно, сделаем иначе,
впряжёмся не вокруг, а напрямик:
что по решётке, ухмыляясь, плачет?
Но как? Но чем? Так вот, пока обвык,
то тоже думал, что металл не точит,
то делает его ещё верней,
а оказалось, время, если хочет,
лютей ножóвки может бы́ть и мудренéй.
Я заказал томá (мне только их и можно),
металлообработка, сотни книг,
за годом год вчистую бестревожно
втемяшивал насквозь, пока не вник.
Когда закрыл последнюю страницу,
часы показывали тридцать лет, как день;
зато теперь я мог в уме, на роговице,
исполнить долг — а после хоть мигрень.
Я выпилил заветную решётку
и выковал винительный клинок,
внеся в подъём невиданную нотку:
он тихо охнул и разбрёлся вбок —
и сразу вышел, что ему со мною?
А через сутки заглянул другой.
— Что с прежним? — Я тебя расстрою:
скоропостижно умер; не впервой…
Я распахнул его от уха и до пятки;
скоропостижность — несомненный дар.
Он тридцать лет крошил меня свинчаткой,
как будто я ничто. Какой удар.

prison_637-900

Иллюстрация db Waterman / Bēhance.
Иллюстрация на заставке Paulo Castro / Bēhance.
46 Комментарии

Текст за текстом

  • Tatyana Tretyakova

    Я надеялась на другую развязку, честно говоря. Что будет выковано нечто новое, с другим смыслом, что-то, что откоет глаза, изменит вертухаев, систему.
    Но почему-то теперь я больше расстраиваюсь не из-за оюманутых ожиданий, а из-за того, что они вообще возникают в моей голове » не по летам, пора, пора мне быть умней».

    • http://marshak.su/ Igor Isupov

      Жизнь — штука простая и страшная :-); особенно у пожизненного одиночника; который, к счастью, не идиот и не плюшевый волшебник, чтобы обманывать чьи-то ожидания.

      • Tatyana Tretyakova

        Это понятно, у меня к нему ни претензий, ни вопросов, я досадую только на себя.

        • http://marshak.su/ Igor Isupov

          Досадовать можно сколько угодно, лишь бы досада была правильной; если вы назвали своё восприятие пошлостью (не детством, нет; увы) — это верно; если иначе — нет.

          • Tatyana Tretyakova

            Хорошо поставлен вопрос, ничего не скажешь. Нет, я досадовала не от восприятия.
            Когда я что-то читаю, торможу себя и боюсь увлечься (хотя неизбежно увлекаюсь), чтобы не пропустить — как это сделано.
            Вам под силу было написать небылицу (вот в свете этого слова я вижу контур пошлости и теперь да, мне стыдно за себя, потому что), я её ждала. Но слишком много ошибок было мною сделано, так что я их распознаю быстрее прочих. И мне стало досадно, что несмотря на сто уроков, на тьму переписанных страниц, я всё равно ищу лёгкого способа, тяготею к небылицам, да, пошлостям. Или иначе — к вранью.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Не к вранью, враньё — это замечательно, к банальности, к сто лет назад засиженному мухами общему месту.

  • Михаил Александров

    Не раскрыто за что…

  • Михаил Александров

    Тут если Таню включить можно нафантазировать, что 30 лет свинчаткой еще мало было, за такое то!

    • Tatyana Tretyakova

      Тут ничего нельзя нафантазировать, психологически история достоверна, а, значит, прочее суть ложь.

      • http://marshak.su/ Igor Isupov

        Я правда думаю, что за такой срок в таких обстоятельствах можно мысленно научиться всему: петь, плясать, виртуозить на станке, ковать, становиться невидимым, миловать и казнить :-). А на что «потратить» эти умения — дело частное. (Не уверен, что поступил бы иначе.)

        • Tatyana Tretyakova

          Я думала над убийством и пришла к мысли, что человек в одиночной камере теряет представление о ценности человеческой жизни. Убить человека становится с моральных позиций тем же, что расправиться с клопом. Так что были, конечно, варианты. Но в таких условиях не хочется проявлять остроумия, достаточно ясно выразить волю. И, может быть, выпустить пар. Если можешь, трудно удержаться, чтобы не сделать. Здесь сдерживателей нет, слишком долго один.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Он сделал, возможно, единственно хорошее дело в жизни: покарал (формально никого не убивая :-)) зло, показал ему его место. И, конечно, он поставил в своей романной жизни очень хорошую точку; можно сказать, состоялся :-), заодно подарив хороший финал «своему роману».

          • Tatyana Tretyakova

            Соглашусь, хотя эта история, этот выход вызывают внутренний протест. Но, и мне печально, я совсем не знаю, а были ли альтернативы.

            Вот читаю «Село Степанчиково», у рассказчика есть дядя, он про дядю говорит много лестного, не упоминая, что дядя явный дурак. И я задаюсь вопросом, то ли Достоевский врёт, выгораживая дядю, то ли я мало знаю и понимаю в людях. Читать невозможно, потому если это недостоверность характера — то мне эта история уже не покажется ни смешной, ни поучительной, ни, наконец, интересной. А если я ошибаюсь, то совсем тоска, Достоевскому-то что — у него вот книжки в переплёте.

            Одним словом, тоска.

          • Tatyana Tretyakova

            А! Вот теперь дошла до места в повествовании, из которого ясно, что между рассказчиком и дядей тот род отношений, при котором слово «дурак», сколь бы оно ни было уместно, просто невозможно. Я спокойна.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Вот этот «внутренний протест» и есть издержки пошлости (плохого вкуса; увы).

          • Tatyana Tretyakova

            Этот внутренний протест от нежелания убийств даже на страницах.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Нет.

          • Tatyana Tretyakova

            Уж поверьте, даже насекомых не трогаю.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Да при чём здесь это.

          • Tatyana Tretyakova

            Да ни при чём. Вы хотели крепкую историю, вы её сделали. Иначе сделать её нельзя. И думать было не о чем. Просто у меня такой период в жизни (всё пытаюсь взвесить на этику, мораль), к литературе это не имеет никакого отношения (и глупо было. Просто утро, просто пол качнулся от последних четырёх строк). Пройдёт.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Вот это первый из пары сотен.

          • Tatyana Tretyakova

            Но разве не должно пугать убийство, особенно если его совершает хороший (а по умолчанию герой хороший) человек? Разве не инстинктивна мысль «неужели нельзя было иначе»? И, этот вопрос сформулирован задолго до меня: чем ты отличаешься от своего мучителя, применив против него его же оружие?

          • Tatyana Tretyakova

            Поэтому я и хотела, чтобы он, не знаю, из решётки робота что ли сделал и освободился, ушёл. Мы отвечаем только за свои поступки. В этом смысле нет места наказанию. Но это уже другая история, почти анекдот. А с другой стороны — пусть анекдот, ну их эти хорошо сделанные истории, мало ли в литературе крови, в кинематографе, в театре?
            Я не знаю, хорошо ли, плохо ли, пошло ли, я не знаю. И мне это трудно решить, это я знаю наверняка.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Мне кажется — нет, уверен, — что вы способны ещё на пару сотен _таких_ комментариев.
            И в этом самая главная беда.

          • Tatyana Tretyakova

            Плюс в том, что каждое моё затруднение вы воздвигаете на «номер первый» :)

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Это вопрос обывателя, самого-самого, из толпы, литературно никак не воспитанного, зашуганного и пришибленного. Нечитателя.
            Ещё раз: это литература; она вся — смерть и любовь; других тем нету.

          • Tatyana Tretyakova

            Это вопрос не-писателя, я бы сказала.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Читатель (по Цветаевой — слышали?) — это соавтор, а не быдло из русской подворотни.

          • Tatyana Tretyakova

            Ну как соавтор я нашла меч.

          • Tatyana Tretyakova

            Это немного странно, что ли. Вы пишете стихотворение, даже хуже — ведь это не про птичек и погоду, а история о насилии над человеком и последствиями этого насилия, и чего вы хотите? Чтобы я прошлась по словам и ничего не почувствовала, похвалила интересность рифм, безупречность звучания, виртуозность, в которой ни одного лишнего слова. Я могу и это будет правдой, но в том ли дело?
            Вы рассказываете жуткую историю. И как? Хотя бы вот этот пассаж, дескать герой выписывал книги, чтобы по ним в течение тридцати лет научиться делать меч. Любой мужчина, у которого был опыт бытования мальчиком легко сделает меч из чего угодно за более короткий срок. Что же это тогда? Автор даёт нам всего два факта — книги по металлообработке и выпиленный через тридцать лет меч. Нет никаких эмоциональных оттенков, хуже того: рассказ ведётся от имени героя. И приходится просто вставать на сторону героя. Да, наверное, нужны были книги, да, пришлось листать тридцать лет.
            Но ведь это не просто так. И задавая себе вопросы, ты проходишь через такие мысли: сначала герой надеялся, что выпустят, потом, может быть, хотел сотрудничать, потом отчаялся и, наконец, решил мстить. Он прошёл страшный путь. Но и это не всё.
            Убив первого охранника, он не вышел из камеры, ему не нужна свобода. А что нужно? Герой остался в камере и ждёт второго охранника. Третьего. Пятнадцатого. Вот это ли не ужасно?
            Вы хотите сказать, что пишете такой стих, а я должна на рифмы любоваться? Никак эмоционально не откликнуться на то, как в итоге изуродовали человека? Не вы, а события, заключение, жестокость охраны.
            Извините, что для меня история вдруг спонтанно ожила. Или не спонтанно? Или вашими усилиями?
            Да, в каком-то смысле это литература. Но всякая литература, всякое искусство в каком-то смысле реально. Нашему мозгу (это учёные выяснили) не объяснить, что кино понарошку, он реагирует будто ситуация реальна.
            То есть не в том дело, реальна-не реальна, а в том, что создавая эмоционально накалённый объект, вы не можете негодовать, что от соприкосновения с ним кто-то вздрагивает и считать на этом основании его плохим читателем. Читатель-то в порядке. Возможно, это не очень профессионально с позиции писателя так эмоционально реагировать. Но я и не писатель.

          • Tatyana Tretyakova

            И не сердитесь на меня бога ради. Если искусство не производит впечатления и в фокусе остаётся только техника, то чего стоит такое искусство?
            Вы разве предлагаете стихи читать? То есть может быть и да. Но для меня это ещё и попытка попытка понять что-то о чем я бы сама думать не стала.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Какой «меч»? Чего «выпиленный»? Кого убил?
            Вы читали этот стишонок?
            Всё, спасибо за внимание.

          • Tatyana Tretyakova

            >> Какой «меч»? Чего «выпиленный»? Кого убил?

            Я выпилил заветную решётку
            и выковал винительный клинок,

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Меня подташнивает от. Слово «мысленно», повторенное здесь несколько раз, вам, верно, ничего не говорит.

          • Tatyana Tretyakova

            О боже «зато теперь я мог в уме», нет я не заметила, пропустила. О боже. Ну вот … извините..

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            НА РОГОВИЦЕ.
            Впрочем, о чём это я. Читайте так, как вам вздумается. Удачи.

          • Tatyana Tretyakova

            Извините!

          • Tatyana Tretyakova

            Вот видите! Видите! Я думаю весь день — что человек перестал быть человеком. И думаю, да, наверное, такие условия, что вот. А стих о том, что «человек остался человеком». Я не знаю, что сказать, боже мой. Вы чудесный, а я не умею читать. Вот что остаётся сказать.

          • Tatyana Tretyakova

            Но зато всё прояснилось. Конечно, вам странно было слушать эти все мои причитания.
            Спасибо. И за то, что это всё было в уме (что чудесно!). И за то, что теперь это ясно и мне-шляпе.

          • http://marshak.su/ Igor Isupov

            Боже упаси нас от таких словопрений. Упаси. Боже.

          • Tatyana Tretyakova

            Извините.

          • Tatyana Tretyakova

            (формально никого не убивая :-))

            О боже… Нет, весь день! И там выше.. Я могу только оправдаться тем, что смежно читала книжку и с Катей общалась.
            /facepalm /ейстыдно

  • Tatyana Tretyakova

    Можно спросить, почему вы поменяли заглавную картинку?
    (Господи, знаете, что в ней самое страшное? Я перед тем как проснуться, последнюю фразу во сне произнесла такую: «Поменяй мужское лицо на женское». Честно. Ещё думала, что за белиберда.)

    • http://marshak.su/ Igor Isupov

      Потому что автор, многоуважаемая, но ужасно смешная девчонка Маша (ой, Мария) Толстова, оскорбилась :). Видите ли (на Руси так, оказывается, принято), я был обязан, помимо всех приличествующих случаю жестов (указанное авторство и место публикации рисунка), ещё и поклониться: написать ей письмо. Я, впрочем, почти написал: НАБИЛСЯ к ней в F-друзья, но это не помогло, потому что в ответ на её смешные фи был ехидно корректен :).
      А «Медиазона», которой принадлежит рисунок, выказала себя чуть меньшей русской реалисткой, но тоже не без смешных издержек и девчачьих поучений с надутыми красивыми щёчками.

      • Tatyana Tretyakova

        Н-да. Ну что сказать.. Я как-то у одной русской художницы перерисовала картинку, дала на неё ссылку, написала имя. Она меня нашла, написала, что я поступаю чуть ли не как пират. Я, честно говоря, не знаю. Есть такое слово копиист. Но я не денег ради, а потренироваться. И ваще.

  • Tatyana Tretyakova

    У меня такое теперь ощущение, что я в эксперименте Милгрэма поучаствовала. Хотя это не совсем то, но всё равно, весь день я себя приучала к мысли, что убить охранника был единственный выход, это было просто неизбежно, потому что человек пережил 30 кошмарных лет. А теперь я с огромным облегчением узнаю, что убийства на деле не было, всё хорошо, это была просто фантазия. Честно говоря, давно я такого катарсиса не испытывала, думайте, что хотите. Я очень рада.

330_3
Telegram-IsupovPost-banner++29

Свежие публикации

Наши передовики